|
Пилотный проект по оказанию комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с РАС.
Цель пилотного проекта: создание условий для эффективных изменений в системе помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим, способствующих достижению детьми с РАС максимально возможного уровня развития и социализации.
Задачи пилотного проекта:
- Разработка и реализация базовых мероприятий межведомственного плана действий (межведомственной программы) по оказанию комплексной помощи детям с РАС в субъектах РФ (участниках пилотного проекта).
- Создание условий для развития деятельности учреждений разной ведомственной принадлежности в сфере оказания комплексной помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим.
- Обучение специалистов учреждений разной ведомственной принадлежности эффективным технологиям и методикам помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим.
- Обобщение эффективных социальных практик комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим, внедренных в рамках пилотного проекта, для их распространения в других субъектах РФ.
Участники пилотного проекта:
В реализации пилотного проекта принимают участие три субъекта РФ (Воронежская область, Красноярский край, Новосибирская области); организация, осуществляющая экспертно–методическое сопровождение пилотного проекта (ЦПМССДиП ГБОУ ВПО МГППУ); Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – Фонд), при поддержке Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования и науки РФ.
Реализация пилотного проекта МБУ «Центр «Радуга» на период 2015 г.:
- Интегративные лагерные смены. На протяжении 5 лет муниципальное бюджетное учреждение «Городской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга» организует и проводит интегративные лагерные смены по программам творческой реабилитации для семей с детьми - инвалидами. В 2015 году было проведено 2 таких смены для детей с расстройством аутистического спектра, одна из которых при поддержке российского благотворительного фонда «Обнаженные сердца».
- Организация и участие в VIII Международной научно-практической конференции «Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра». Презентационная площадка «Социальные практики сопровождения и реабилитации лиц с РАС и их семей». 5-7 ноября 2015 г.
- Курсы повышения квалификации по программе: «Социально-психолого-педагогического сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра» для 35 специалистов и 15 родителей. Ноябрь 2015 г.
- 07 ноября 2015 года состоялись XVI городские семейные старты «Папа, мама, я – дружная семья».
В мероприятии приняли участие 13 детей, 26 родителей и 49 гостей.
В рамках праздника были организованы: увлекательная спортивная программа, выступление творческого коллектива, а также весёлые клоуны, мыльные пузыри и аквагрим.
- 9 декабря 2015 года состоялся ежегодный творческий фестиваль «Крылья успеха» в рамках Декады инвалидов.
В фестивале приняли участие 248 детей-инвалидов, 130 родителей, а также 50 гостей.
Профессиональную поддержку выступлений детей с ограниченными возможностями окажут симфонический оркестр под управлением дирижера Валерия Шелепова, фольклорный ансамбль «Первоцвет», художественный руководитель – лауреат международных конкурсов, доцент кафедры хорового дирижирования Лариса Экард, струнный ансамбль колледжа при Красноярской государственной академии и театра под управлением Евгении Сергеевны Царевой, студенты театральной кафедры и сольного пения под руководством педагога, заслуженной артистки России, доцента кафедры сольного пения Красноярской государственной академии музыки и театра Веры Барановой.
Перед началом концертной программы в фойе была организована работа творческих площадок «Фольклорная», «Музыкальная», «Фотосессия», «Литературная», а также во время проведения фестиваля была открыта галерея творческих работ финалистов конкурса (картины, поделки, рисунки и т.д.), где каждый желающий смог полюбоваться безграничными возможностями детей.
Завершился фестиваль церемонией награждения победителей конкурса «Добрым людям на загляденье.
- 14.12.2016 года дети от 14 и старше лет приняли участие в Новогодней дискотеке в ресторане «Ионидис». В программе были творческие номера, игры и викторины! А так же зажигательные танцы! В мероприятии приняли 78 человек из них 39 детей-инвалидов.
- 22 и 24 декабря состоялись новогодние утренники для малышей и детей 7-12 лет. Где каждый ребенок мог поучаствовать в зимней сказке с Дедом Морозом и лесными героями. В мероприятии приняли участие 92 человека, из них 28 детей с расстройством аутистического спектра.
- 9 февраля 2016 года состоялось Шоу мыльных пузырей, которое подарило детям яркие, воздушные впечатления и эмоции. В мероприятие приняли участие более 30 детей.
- 25.02.2016 года специалисты нашего центра поделились своим опытом с коллегами из учреждений социального обслуживания. На семинар «Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» присутствовали 28 специалистов.
На семинаре обсуждались следующие темы:
Обучение детей социально-бытовым навыкам в домашних условиях и в условиях учебно-тренировочной квартиры;
Международный опыт поддержки детей в интегративном лагере «Лето со смыслом»;
Использование вспомогательных и альтернативных систем коммуникации для обучения навыкам общения и речевого взаимодействия детей.
|
- 7 апреля наш центр превратился в сказочную страну Алисы и ее друзей: шляпника, чеширского кота, черной королевы, синей гусеницы и многих других. Каждая команда юных волшебников смогла познакомиться с героями известной сказки на различных этапах квеста: «Плясопесня», «Руковладение», «Фотографство», «Игроутеха» и «Спортляндия. Алиса объявила победителей конкурса "Моё талантливое чадо", работы о талантах детей и отношение семей к развитию детей очень радует своей теплотой и разнообразием. В мероприятие участвовали более 40 человек.
- 21.04.2014 года в рамках весенней недели добра студенты-волонтеры "Красноярского педагогического колледжа №2", провели мастер-класс по изготовлению пасхальных открыток. Дети с удовольствием мастерили поздравительные открытки и в процессе знакомились и общались с гостями. Все участники остались довольны проделанной работой, а свои открытки забрали с собой порадовать своих близких. В мастер-классах приняли
- 24.05.2016 года мы всех собрали на праздник семьи. Получилось очень солнечное и теплое мероприятие, в нем приняли участие более 40 человек.
- 30.05.2016 года состоялись «Городские соревнования по мультиспорту». Мероприятие состояло из увлекательных игр-приключений, занимательных заданий, командной борьбы, также дети смогли увидеть научное шоу, мыльные пузыри и другие сюрпризы!
В мероприятие приняли участие 120 семей, воспитывающих детей-инвалидов
|
- На протяжении 2 дней 9 -10.06.2016 года у нас в КГБУ СО «Реабилитационный центр «Радуга» ведущие хореографы из Москвы Центра социокультурной анимации «Одухотворение» провели 1ый семинар-тренинг «Основы инклюзивного танца и танцевальной реабилитации» для специалистов и детей с ограниченными возможностями.
В рамках семинара для специалистов осветились вопросы реабилитации методами инклюзивного танца, технологии организации инклюзивных соревнований, фестивалей, балов. Кроме того хореографы на практике показали как организовать взаимодействие партнера с инвалидностью и танцующего волонтера, а также попробовали сделать постановку танцевальных композиций на основе синтеза возможностей и ограничений. Каждый ребенок принявший участие в танце смог получить радостные эмоции, силу ритма, а также громадную поддержку, веру в себя и понимание своей нужности. Приняли участие 20 специалистов и 20 детей.
В 2016 году в интегративных лагерных сменах приняли участие 110 семей, воспитывающих детей-инвалидов
- 2.12.2016 года в ДК «Свердловский» состоялся ежегодный творческий фестиваль «Крылья успеха» приуроченный к Году российского кино. Фееричные номера для более чем 300 зрителей продемонстрировали творческие коллективы города, а также талантливые дети с особенностями развития.
- 19.12.2016 года AMAKS Сити Отель распахнул свои двери для проведения новогодней дискотека для подростков. Запоминающееся, драйвовое мероприятие посетило более 210 человек.
- 20.12.2016 года состоялся один из первых новогодних утренников в жизни наших малышей. Веселые хороводы со Снегурочкой и Дедом Морозом водили 60 семей.
- 21.12.2016 года наш центр превратился в царство «Снежной королевы» с веселыми Каем и Гердой, доброй волшебницей и подарками. Новогодний утренник проходил в формате квеста. Выполняли задания, играли и танцевали 75 семей.
Разработка и реализация логопедической программы как средство формирования коммуникативных навыков у ребенка с расстройством аутистического спектра.
Автор: Н. Д. Вощенко
Аннотация
В программе по развитию коммуникативных навыков у ребенка с РАС автор отмечает, что реабилитация детей с расстройствами аутистического спектра — очень длительный процесс, и сочетание четкой пространственной организации, расписания, игровых моментов может заметно облегчить обучение ребенка навыкам бытового поведения. В программе отражены специальные принципы реализации, такие как: принцип комплексного воздействия, принцип систематичности, принцип наглядности, принцип связи речи с другими сторонами психического развития и принцип индивидуального подхода. В программе также описаны методы и формы развития коммуникативных навыков у детей с РАС, предложен план по формированию коммуникативных навыков и система мониторинга и оценки результатов программы, которая включает в себя серию упражнений, ориентированных на решение задачи.
Организация психолого-педагогической поддержки воспитателей, реализующих включенность в детскую группу детей с расстройством аутистического спектра.
Автор: С.С. Иванчугова
Аннотация
Программа поддержки воспитателей, направленной на формирование психологической готовности педагога к принятию воспитанника с расстройством аутистического спектра в детскую группу определяет организацию работы, основные задачи и направления деятельности психологов по психологическому сопровождению персонала, в поведении которого наблюдаются признаки социальной дезадаптации, приводящей к снижению эффективности и надежности рабочей деятельности. В программе описаны формы работы и система мониторинга и оценки результатов. Автор программы предлагает опираться на известную модель, в которой выделяется четыре уровня оценки: уровень реакций, уровень усвоения, уровень поведения и уровень результатов. Программа содержит приложения, которые включают в себя: анкету обратной связи, анкету оценки эффективности занятий, а также тренинговые упражнения для занятий.
Организация групповых занятий с включением в них детей с аутизмом.
Автор: Н.В. Баландина
Аннотация
Программа направлена на социальное и эмоционально-личностное развитие ребенка с РАС. Содержание программы базируется на основных концепциях образовательной программы «Сообщество», философия программы основана на принципах развивающего образования, учитывающего особенности развития детей. Ключевая идея программы — право ребенка на собственный путь развития, не выходящий при этом за пределы нормы. Автор программы дает описание организации групповых занятий по программе «Сообщество», отдельно подчеркивая роль педагога в группе; представлен также подробный план реализации программы. Авторы отдельно отмечают важность участия семьи в образовании ребенка, и акцентируют внимание на том, что педагоги принимают семью, как первое и самое главное действующее лицо в воспитании и образовании ребенка, и родители и педагоги рассматриваются как партнеры, постоянно взаимодействуют, родители приглашаются в группу, где занимаются их дети. В программе описаны система мониторинга и оценки результатов, предложен инструментарий и конспекты занятий коррекционно-развивающей работы социального педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование социально-бытовых навыков у подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях учебно-тренировочной квартиры.
Авторы: К.А. Ерошина, М.А. Петровская, Н.С. Белоусова
Аннотация
В программе речь идет о формировании социальных навыков у подростков с ОВЗ. Авторы программы подчеркивают важную роль родителей в формировании этих навыков, отмечая при этом, что большинство родителей, имеющих таких детей, используют гиперопекающий стиль воспитания, который не предполагает партнерства и совместности взрослого и ребенка. На взгляд авторов — это одна из основных причин недостаточной подготовленности детей-инвалидов к самообслуживанию в быту и посильной профессионально-трудовой деятельности. Поэтому цель программы — создание условий для формирования самообслуживания на базе учебно-тренировочной квартиры. Авторы отмечают основные принципы данной программы: непрерывность, индивидуальный подход, совместность усилий специалистов и членов семьи подростка, положительное подкрепление каждого успеха. В программе подробно описана организация работы учебно-тренировочной квартиры, приведены примерные схемы занятий, а также приложен дневник реабилитации и описаны результаты, полученные после реализации программы на практике.
Организация повседневной реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра в домашних условиях.
Автор: О.П. Макарова
Аннотация
В программе представлен опыт работы Службы домашнего визитирования в городе Красноярске на базе городского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга». Автор описывает программу оказания помощи семье, имеющей ребенка с РАС, в домашних условиях. Особое внимание уделено первому визиту, который решает задачи сбора начальных данных о ребенке и семье и оценку потребностей семьи и ребенка. В связи с этими задачами, автор дает описание процедуры скрининга: зрения, слуха и адаптивных навыков ребенка. В программе есть подробное описание организации бытового и игрового пространства, а также рекомендации родителям для проведения занятий в домашних условиях. Автор обращает внимание на условия, которые необходимо соблюдать для правильной организации бытового и игрового пространства. Программа содержит приложения с подробным описанием игр, часто используемых во время визитов в семью и бланки для скрининга.
Летний лагерь для детей с расстройством аутистического спектра «Лето со смыслом».
Авторы: А.А. Думлер, Н.Д. Вощенко
Аннотация
Данная программа посвящена актуальной проблеме поиска новых форм организации летнего отдыха детей с расстройством аутистического спектра. Целью программы стало описание и распространение опыта организации летнего отдыха для детей с РАС по итогам проекта «Лето со смыслом», который получил финансовую поддержку фонда «Обнаженные сердца». В проекте приняло участие 25 семей с детьми с РАС. Программа включает в себя 3 этапа. В рамках подготовительного этапа – приобретение оборудования, проведение семинаров для специалистов. В процессе основного этапа - знакомство родителей и детей с активностями, с основными стратегиями работы, а так же организация досуга и поддержание здорового образа жизни. На заключительном этапе - подведение итогов и планирование дальнейшей деятельности.
Специалисты нашего центра делятся своим опытом с коллегами из учреждений социального обслуживания на различных семинарах и конференциях.
25.02.2016 состоялся семинар «Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» в нашем центре.
На семинаре обсуждались следующие темы:
Обучение детей социально-бытовым навыкам в домашних условиях и в условиях учебно-тренировочной квартиры;
Международный опыт поддержки детей в интегративном лагере «Лето со смыслом»;
Использование вспомогательных и альтернативных систем коммуникации для обучения навыкам общения и речевого взаимодействия детей.
Благодарим наших сотрудников Каперик Анастасию Александровну, Белоусову Наталью Сергеевну, Вощенко Наталью Дмитриевну за представление своего опыта и освещение основных направлений работы с детьми с расстройством аутистического спектра в КГБУ СО «Реабилитационный центр «Радуга».
В начало |